Взвились бы сталинские соколы, царскими орлами?


В преддверии годовщины великой Победы, просматривал биографии наших славных сталинских соколов. И вот на что обратил внимание – на их социальное происхождение, на что раньше обращали пристальное внимание, а сейчас не очень. И образование, конечно, авиация все-таки.
Почему авиация? Тут все просто, Вторая мировая война и её часть, Великая Отечественная, стала войной моторов, а авиация квинтэссенцией этой войны. Авиатора просто так на улице не найдешь и за короткий срок не обучишь, прежде чем приступить к обучению самого пилотирования, человек еще многому другому должен научиться, иначе ничего не получится.
Возьмем к примеру самого результативного нашего аса Ивана Кожедуба.

Родился Иван Никитович года в селе Ображеевка, Шосткинского района Сумской области, в бедной крестьянской семье, в которой помимо него было еще пятеро детей. Теперь риторический вопрос, мог ли шестой ребенок в семье бедного крестьянина в царской России стать маршалом, как стал Кожедуб? Да, что там маршалом, просто пилотом?
А может он им мог стать в России Керенского? И это вряд ли, так как буржуазия озаботилась созданием хоть сколько ни будь приемлемых условий жизни для трудящихся, только испугавшись Октябрьской революции. А до этого обучение детей не привилегированных сословий буржуазию вообще не заботило, за примерами ходить далеко не нужно, достаточно посмотреть на деградацию нынешнего образования в условиях реставрации капитализма в России.
Иван Никитович до поступления в Чугуевское летное училище, окончил семилетку, рабфак Шосткинского химико-технологического техникума и сам техникум.
Другой прославленный наш ас, Александр Иванович Покрышкин,

тоже происходит не из князей, а сын рабочего, после семилетки закончил техническое училище и до призыва в армию обучался на вечернем факультете института сельскохозяйственного машиностроения.
Очень показательна в этом плане биография героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева,

который был (вдумайтесь) тринадцатым ребенком в семье крестьянина и родился в мордовской глубинке, вдобавок ко всему когда Михаилу было два года, умер от тифа его отец. Но это не помешало ему до поступления в Чкаловское военное авиационное училище, закончить семилетку и речной техникум.
Герой Советского Союза Мусиенко Иван Александрович,

сын крестьянина бедняка из села Ямное Великописаревского района Сумской области, до поступления в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, после окончания семилетки окончил рабфак и поступил во Всеукраинский текстильный институт.
Еще больше впечатляют биографии наших девушек – авиаторов.
Герой Советского Союза Евдокия Борисовна Пасько,

родившаяся в селе Липенка Джеты-Огузского района, Киргизии после средней школы поступила на механико – математический факультет МГУ и откуда в октябре 1941 года добровольно ушла в Красную Армию, закончила ускоренные курсы штурманов в Энгельской авиационной школе.
Долина Мария Ивановна,

старший ребенок в семье состоявшей десяти детей, отец, одноногий инвалид гражданской войны. Работала и училась. Для того чтобы поступить в Херсонскую авиационную школу прибавила себе два года.
Лидия Владимировна Литвяк

родилась в семье рабочего –железнодорожника. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.
После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов. В возрасте неполных 22 лет погибла в бою над Миус – фронтом.
Евдокия Андреевна Никулина,

родилась в деревне Парфеново Российской империи, ныне Спас - Деменского района Калужской области, в крестьянской семье. До войны закончила авиационный техникум и авиационную школу в городе Балашов. Работала лётчиком в авиационном отряде Гражданского Воздушного флота города Смоленска.
Ульяненко Нина Захаровна,

родилась в семье рабочего в Воткинске (Удмуртия). Училась в Саратовском авиационном техникуме. В 1940 году окончила аэроклуб. С 1942 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельской авиационной школе.
Рябова Екатерина Васильевна,

родилась в селе Гусь - Железный, ныне посёлок городского типа Касимовского района Рязанской области, в крестьянской семье. Окончила среднюю школу, поступила на механико – математический факультет МГУ и откуда в октябре 1941 года добровольно ушла в Красную Армию, в 1942 году закончила ускоренные курсы штурманов в Энгельской авиационной школе.
Пожалуй из всех советских летчиц «встать на крыло» при желании имела шанс только Марина Раскова,

в девичестве Малинина, так как её отец Малинин Михаил Дмитриевич, был известным артистом оперы и музыкальным педагогом.
Впечатляет, не правда ли?
Может последовать возражение, что дескать у немцев тоже были не все голубых кровей. Да конечно не все, но в авиации их процент был все-таки очень высок по сравнению с другими родами войск.
Так же необходимо отметить, что к началу ХХ века во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено всеобщее обязательное обучение. Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882. (Всеобщее обучение//Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993), а в России в этом плане все было из рук вон. По данным первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Процент грамотных в России составлял 21,1, а процент грамотных женщин 13,1.
Не буду ничего говорить про Ленина-Сталина, умному и так все понятно, а дуракам объяснять без надобности.
Небольшое дополнение про женщин пилотов.
В Германии, несмотря на то что женские вспомогательные службы были широко распространены в разных родах войск (в Люфтваффе, например, была вспомогательная служба связи), женщины в качестве пилотов на фронте не использовались, за редким исключением. Отчасти это объясняется тем, что при подготовке блицкрига высшее руководство Германии не сомневалось, что вторжение будет непродолжительным и победоносным. Отчасти - позицией Гитлера в отношении роли женщины в германском обществе, которая должна была ограничиваться поддержанием домашнего хозяйства и уходом за мужем и детьми.
Однако были и исключения. Милитта Шенк фон Штауфенберг (урожденная Шиллер)

– одна из немногих лётчиц Третьего рейха. Фанатичная нацистка еврейского происхождения (что само по себе парадоксально), она лично принимала участие в воздушных боях над оккупированной Европой, причем самостоятельно, не получая на то разрешений.
Графиня фон Штауфенберг до войны работала в немецком Институте авиационного тестирования (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt). Она стала единственной женщиной в Германии, получившей экспериментальную лицензию на пилотирование всех классов воздушных судов и высший пилотаж. В начале Второй Мировой войны ее направляют работать летчиком-испытателем в Люфтваффе. Она совершает более 2500 испытательных вылетов на пикирующих бомбардировщиках Ju 87 и Ju 88. Впрочем, Гитлер к ее деятельности относился довольно скептично. Однако в силу того, что ее работа имела важное значение для Германии, ей был выдан документ, в котором она приравнивалась к лицам арийской расы, что помогло ей и частично ее семье избежать концлагеря. Графиня фон Штауфенберг была сбита американским истребителем в последние дни войны.
На этом список женщин-пилотов Германии не заканчивается. Наиболее известные среди них – Беате Узе, Ханна Райч, Лизель Бах, Элли Бейнхорн. Женщины служили также в транспортной и штурмовой авиации.
У союзников женщины - пилоты служили во вспомогательной авиации,

так называемая АТА и занимались перегоном авиатехники, что тоже конечно заслуживает большого уважения.